1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Работа с талантливой молодёжью

Идея отбора наиболее способных молодых людей для решения государственных проблем имеет давнюю историю. Китайские императоры за 2-3 тысячелетия до н.э. собирали наиболее талантливых детей со всей страны, давали им образование и те, кто успешно сдавал экзамен, занимали высшие должности в государстве. Древнегреческий философ Платон, создавая проект идеального государства, говорил о том, что государством должны управлять наиболее развитые люди. Для этого нужно выявлять молодых людей с высокими умственными способностями, отделять их от молодежи со средними способностями и готовить их к роли лидеров, отделять «людей неспособных к познанию и бездеятельных от прекрасных». Для этого необходимо проводить различные соревнования и лучшим предоставлять специальное обучение, которое предполагает изучение философии, естествознания, метафизики (математики). Правителями, по мнению Платона, могут быть богато одаренные природой люди. Называя их избранными, он говорит, что вся их жизнь должна состоять в получении новых знаний, развитии и самосовершенствовании. Он не возлагает этой трудной задачи на всех, только на тех, кто может ее выполнить: многое следует взыскивать лишь с того, кому многое дано.

Почти всю человеческую историю талантливость можно было доказать почти всегда только через известность, появляющуюся лишь с годами. В современном мире стоит задача выявления одарённости на ранних этапах становления личности, среди различных слоёв населения, вне зависимости от социальных условий, и не только тогда, когда человек стал известным и признан обществом как выдающаяся личность, с целью наиболее полного использования их способностей для устойчивого инновационного развития. Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодёжь. Поэтому государственную молодёжную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование социальных условий инновационного развития страны. Поколение-2020 должно стать кадровой основой преобразований.

Целью молодёжной политики Фонда является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, качественное развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны.

Достижение поставленной цели предполагается за счёт решения трёх основных задач:

  • Вовлечение молодёжи в социальную практику и её информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодёжи.
  • Гражданское образование и патриотическое воспитание молодёжи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодёжи.
  • Формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодёжи, для инновационного развития России.

Третья из обозначенных задач государственной молодёжной политики означает, что талантливую молодёжь следует не только целенаправленно выращивать, но и отбирать путём многократного увеличения количества молодых людей, участвующих в различного рода конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады), принимающих участие в выставках, летних научных лагерях и школах, исследовательских экспедициях с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций, посещающих учреждения научно-технического и культурного профиля, имеющих и использующих все предоставленные обществом возможности для саморазвития самореализации. 

Молодёжь как «оживляющий посредник» в стратегическом развитии страны. Устоявшиеся в социологии теории поколений утверждают, что в периоды крупных социальных потрясений на исторической сцене появляются новые (так называемые «исторические») поколения, существенно отличающиеся от предыдущих по своему социальному опыту, и тем самым их деятельностью осуществляется качественный скачок в развитии общества. Статичные общества опираются на опыт старших поколений и развиваются медленно. Динамические же, напротив, стремятся к новым возможностям, опираются главным образом на сотрудничество с молодёжью. Они организуют и используют свои жизненные ресурсы, нарушая установившийся ход социального развития. 

Молодёжь, ставшая главным инициатором инновационных преобразований названа Мангеймом «оживляющим посредником», поскольку она выступает как связующее и передаточное звено в цепи поколений, оставляющее своим последователям обновлённую, модернизированную страну. Таким поколением может стать (то есть ещё не стало) нынешнее поколение российской молодёжи. Крайне необходимо использовать во благо энергию и творческий потенциал молодёжи для реализации стратегических целей развития России. Молодёжь – основной носитель инновационного потенциала. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических гипотез, максимально работоспособен. Молодёжь – это ещё и наиболее физически здоровая часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода.

Молодёжь – это носитель новых и новейших знаний, причём объём и качество знаний, новых идей в обществе растёт, прежде всего, за счёт молодых людей. Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в условиях научно-технической революции. Ведь в молодости человек легко приобретает основные знания, умения и навыки. Необходимость непрерывного образования, периодического обновления не только знаний, но часто и важных принципиальных установок профессиональной деятельности (что легче дается молодым) вызывает у людей зрелых и пожилых вполне объяснимое нежелание соответствовать новым требованиям. Таким образом, молодость – главный источник перемен, а не служебно-подготовительная фаза перед зрелостью.

Более того, молодёжь всегда думает о будущем, а положение «нестабильности» и «зависимости» создает в молодёжной среде особую психологическую атмосферу предрасположенности к переменам, которые таят в себе надежду и возможность изменений к лучшему. Эти критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и энергия особенно нужны в годы модернизации, ускорения социально-экономического развития. Возвышение роли молодёжи в общественной жизни по мере её усложнения – общественный закон. То общество может стать передовым, где этот закон не только понимают, но и правильно используют, в том числе, при организации системы работы с талантливой молодёжью.

Одной из наиболее распространенных и целостных концепций одаренности в мировой психологии является трехкомпонентная теория Дж. Рензулли. Концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств:

  • интеллектуальные способности, превышающие средний уровень,
  • высокая увлеченность выполняемой задачей мотивированность),
  • высокий уровень креативности.

В самом общем, укрупнённом виде, процедура поиска и идентификации талантливой молодёжи состоит из трёх этапов:
I этап. Поиск талантливой молодёжи. Цель – выявить из общей массы молодых людей тех, которые с большей вероятностью могут обладать тем или иным видом одарённости.
II этап. Методы определения таланта и одарённости. Цель – провести комплекс мероприятий, позволяющих отобранным проявить себя.
III этап. Мониторинг развития таланта и одарённости. Цель – по итогам комплекса мероприятий оценить степень выраженности таланта и наметить пути его дальнейшей поддержки, а также популяризации образа одарённого человека в молодёжной среде.

Целью может быть поиск молодежи с общим высоким интеллектуальным уровнем или же может выявляться определенный вид одаренности: художественной, спортивной, технической и др. Или же целью поиска является выявление как можно большего числа одарённых в различных областях молодых людей для создания банка данных и последующего поиска ресурсов их поддержки. Конкретизация целей зависит от потенциала конкретного учреждения. Цель конкретизируется, подстраивается (разумеется, без потери своей сути) под возможности того учреждения, которое будет проводить поиск и идентификацию талантливых молодых людей. Рабочая группа конкретизирует цели проекта в соответствии с профилем учреждения и имеющимися ресурсами. Под ресурсами понимается: наличие специалистов, имеющих возможность работать с одаренными, наличие материальной базы внутри учреждения или возможных ресурсов вне учреждения. Заниматься проблемами талантливой и одаренной молодежи могут не только учебные заведения высшего образования, специального среднего и среднего образования, но и учреждения, относящиеся к системе дополнительного образования, общественные организации, имеющие право на работу с молодежью. Для решения указанных, вопросов крайне необходимым является установление контакта с образовательными и иными учреждениями. Например, в местных органах образования существуют списки мероприятий: олимпиад, выставок, соревнований, конкурсов. От имени учреждения, организующего поиск талантливой молодежи можно обратиться в эти организации с просьбой о предоставлении информации о проводимых мероприятиях, участниках и победителях, об учениках с высокими учебными, творческими, научными, общественно-политическими, спортивными достижениями.

Другим каналом коммуникации могут выступать собственные или привлечённые информационные каналы (официальные сайты, СМИ, объявления в рамках мероприятий другого профиля и т.д.). Исключительно важно дать возможность молодому человеку самостоятельно заявить о желании принять участие в предполагаемых мероприятиях. Дело в том, что во многих случаях через официальные каналы одарённые люди не будут пропущены. А сам факт высокой заинтересованности (мотивации) в участии предопределяет высокую вероятность наличия одарённости.

Методы определения таланта и одаренности

На первом этапе был осуществлен предварительный отбор потенциально талантливых молодых людей. На следующем этапе проводится комплекс мероприятий, таким образом, чтобы дать возможность молодым людям проявить себя и свои таланты с лучшей стороны. Мероприятия, по итогам которых тех или иных молодых людей можно отнести к талантливым, часто также выступают и средством развития таланта, если они правильно организованы. Например, если для развития кадрового потенциала науки и техники страны будут проводиться массовые акции типа митингов, то это никак не развивает молодых людей в области науки и техники, хотя даёт интересный и полезный опыт участия в общественно-политической жизни. С другой стороны, если при проведении мероприятий задействуются ключевые способности оцениваемых, то с высокой вероятностью будут отобраны действительно талантливые люди.

Мониторинг развития таланта и одаренности

С точки зрения устойчивого инновационного развития страны, следует не ограничиваться разовыми мероприятиями, а использовать выявленный потенциал молодёжи. Для этого требуется мониторинг развития таланта и одарённости. Мониторинг представляет собой систематический сбор и обработку информации для получения обратной связи с целью оценки и отслеживания хода программы поддержки талантливых и одаренных молодых людей. Мониторинг развития таланта и одаренности осуществляется с помощью систематического применения тех же инструментов, которые использовались при отборе талантливых и одаренных, а также с помощью опросников и анкет, учитывающих особенности региона. Этот этап является заключительным и имеет целью идентифицировать отобранных молодых людей как талантливых на основе обобщения и сопоставления всех полученных данных. Обобщается вся имеющаяся об обследованных молодых людях информация и делается вывод о наличии таланта или одарённости.

Любой грамотно организованный мониторинг сочетается с отслеживанием наиболее значимых с точки зрения исследователей показателей. Исследователей интересуют следующие вопросы:

  • каково влияние той или иной программы на развитие таланта и формирование личности одаренного человека,
  • какие факторы наиболее существенны для развития, а какие замедляют, препятствуют развитию одаренности,
  • каковы особенности личности, помогающие одаренным людям реализовать свой потенциал,

Выявление талантливых и одаренных молодых людей осуществляется для того, чтобы поддержать нестандартную личность специальными программами обучения, участием в региональных и международных мероприятиях, персональной стипендией и т.д.; или оказать молодому человеку психологическую помощь в случае возрастных или специфических для одаренных проблем. В итоге одарённые молодые люди сумеют максимально полно реализовать свой потенциал и принести значительную пользу своей стране и государству.